FINAL FANTASY В РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
или немного о консольном рынке в России
Изначально в статье я хотел поздравить серию Final Fantasy с 20-летним юбилеем, обсудить особо проблемные моменты её становления и развития, но потом понял, что получится обычный материал, каковых уже десятки в рунете, а поэтому решил вместо этого поговорить о нас - русских фанатах Final Fantasy, и о развитии игровой индустрии в России. Конечно, получилась некоторая несвязная отсебятина, не претендующая на какую-то объективность, но надеюсь, кому-нибудь будет приятно её почитать... так что приступлю.
Серия Final Fantasy проделала длинный и сложный путь к завоеванию сердец миллионов поклонников... Бла-бла-бла. Совершенно не хочется начинать статью с перечисления банальных фактов, касающихся становления всеми нами любимого сериала, которые и так на слуху у всех, кому это сколько-нибудь интересно. Поэтому начну с маленькой увертюры, написанной Kairi:
"Постепенно подходил к концу жизненный цикл Famicom - приставки, давшей путёвку в жизнь многим игровым сериям, в некоторые из которых мы играем и по сей день. Среди них можно выделить и бравого водопроводчика Марио, и отважного Линка, или хотя бы вечно довольных слимов. Но среди всего этого многообразия культовых сериалов, очень осторожно, всячески боясь оправдать своё название, на игровой небосклон поднялась маленькая звёздочка, носившая гордое, но одновременно такое хрупкое имя – “Final Fantasy”. И она, очень боясь упасть, всеми силами держалась за своё место, не оставляя в душе робкой надежды, что когда-нибудь она взойдёт на Олимп, доказав всем, что место среди сильных мира сего она занимает по праву. И пускай на пути к нему её встретят десятки препятствий, пускай Боги будут противиться её восхождению, пускай нынешние покорители Олимпа, на долю которых выпало лишь снисхождение Богов, поглядывают на её слабое мерцание свысока, нисколько не желая делиться, и так подаренным им, местом с этой маленькой звёздочкой...но даже тогда, будучи очень тусклой и столь ранимой, она не желала думать о обходных и коротких тропах или о поклонении Богам... её тяготило лишь заслуженное ей самой место..."
И теперь, по прошествии 20 лет, Final Fantasy, олицетворяя весь жанр в целом, уже не является лишь внутренне-японским развлечением. Она уже давно стала тем брэндом, который своей эксклюзивностью может продавать приставки, и миллионные продажи которого по всему миру не являются чем-то неожиданным. Игры сериала получают очень высокие оценки от лучших игровых изданий по всему миру и обязательно занимают высокие места во всех хит-парадах, где их присутствие возможно. "Последняя Фантазия" уже давно выбралась за узкие игровые рамки, благодаря чему сейчас её можно и смотреть, и слушать... и даже пить. В лучших концертных залах всего мира собирается изысканная публика, чтобы воочию оценить всю мощь музыкального и вокального потенциала серии. Уже давно к исполнению главных игровых тем привлекают самых известных вокалистов японского шоубиснеса (Gackt, Koda Kumi). На бескрайних просторах интернета расположились сотни сайтов, посвящённых Final Fantasy...
Начало пути
Приставка Famicom [Family Computer] (известная в штатах под аббревиатурой NES [Nintendo Entertaiment System], а в России под именем Dendy), на которой и вышли три первых части Final Fantasy, появилась на японском рынке в далёком 1983 году. Возникают большие сомнения, что даже небольшое время спустя её могли официально запустить в Стране Советов, итак раздираемой внутренним кризисом, да и вряд ли бы идеологический отдел ЦК КПСС позволил "извращать" трудовую молодежь всякой несоветской "развлекаловкой". Благодаря этому, а также катастрофическому положению во вновь образованной России, приставка дебютировала на нашем рынке лишь в 1993 году (к слову - когда во всём цивилизованном мире уже во всю шла борьба 16-битных консолей от Nintendo и Sega, а также вышло 6 номерных частей Final Fantasy). Хотя "дебютировала" - сказано немного громко, так как благодаря нашим китайским друзьям, преуспевшим в пиратстве, одной очень предприимчивой компании под названием "Steepler", а также рекламе, гласившей с экрана телевизора и многочисленных плакатов, что "В Dendy играют все!", и что "Dendy - новая реальность," в нашей стране была выпущена пиратская версия приставки со всем прилагающимся к ней софтом. Редкая семья, в которой был ребёнок, не имела "Денди". Картриджи хоть и не были дешёвыми, но это легко компенсировалось пиратскими сборниками вроде "1000 в 1" (игр на картридже), благодаря чему народ, привыкший брать от жизни максимум за возможный минимум, скупал весь этот "блеф" покруче акций МММ. Ну а как же ещё, когда в центре Москвы открывались "официальные" магазины Dendy, куда за покупкой мечтал придти каждый школьник, на первой кнопке нашего телевидения на всю страну вещала программа, восхваляющая “новую реальность” (покойся с миром, Серёжка Супонев), а логотипом приставки был милый розовый слоник (и я вот тоже никак не могу понять… почему именно Слоник?). К слову, когда представители Nintendo узнали о том, что происходит с их приставкой в нашей стране, они были в неописуемом шоке. Последней предпринимались попытки, сначала, засудить "Стиплер", а потом и договориться с ней, чтобы в Россию хотя бы поставлялись оригинальные приставки в комплекте с фирменным картриджем, но не одна из инициатив Нинтендо так и не воплотилась в действительность. Хотя репутация нашей страны и геймеров были подпорчены более чем заметно.
Чтобы поддержать свой продукт, "Steepler" запускает в продажу первый журнал в России (издательский дом Видео-Асс), полностью посвящённый приставочным играм, а именно играм для Dendy - "Видео-Асс Dendy" (позже “Dendy Новая Реальность”). Конечно, данный журнал стал безумно популярным в кругах многочисленного фанатского корпуса, так как являлся единственным "авторитетным" изданием. Даже сложно представить, какое количество приставок было продано на всей территории России (по заявлениям самой компании "Steepler", опубликованном в первом номере журнала, за шесть месяцев продаж по всей стране было раскуплено около 2 млн. приставок), но играли в "Денди" если не все, то практически все. Позже, журнал стал охватывать игры для новых 16-битных приставок от Nintendo и Sega - SNES и Genesis (Mega Drive), соответственно, а с 25 номера, по причине прекращения финансирования от "Steepler", был переименован в "Великий Дракон". Упомянутые приставки не получили в нашей стране такого же массового распространения по двум банальным причинам - они были дороже и никаких "сборников" к ним не выпускалось. Картриджи к SNES вообще стоили баснословных денег (ибо были фирменными), поэтому данная приставка была лишь у детей достаточно обеспеченных родителей, а сеговская приставка (даже учитывая более дешёвые пиратские картриджи) не смогла добиться большого успеха в связи с новизной фирмы и ещё не прошедшим ажиотажем от "Dendy". Таким образом, вплоть до начала 1997 года, когда во всём прогрессивном мире уже играли в набравшую обороты Sony PlayStation, самой популярной приставкой в России по прежнему оставалась "Dendy".
А что же с Final Fantasy? Ровным счётом - ничего. Никаких упоминаний о ней не было ни в журнале "Видео-Асс Dendy", ни в первых номерах "Великого Дракона", что впрочем и понятно, ведь какой смысл было "перегружать" нашего потребителя новыми и столь непривычными жанрами. Поэтому с Final Fantasy, в течение данного промежутка времени, могли познакомиться лишь считанные единицы геймеров - кому волею судеб удалось оказаться в Штатах (в Японии), либо имелась возможность заказать игру оттуда.
Конечно, можно ещё поругать наши компании (плюющие на любые авторские права), игроков (за доверие и наивность), журнал (за отсутствие полноценного охвата игрового рынка и не всегда приличного качества материалы), но всё же стоит откинуть все эти придирки и объективно отметить главное - данный период разом приобщил всю молодежь в России к рынку домашних развлечений: когда иметь Dendy (и, конечно, побольше картриджей к ней) было просто престижно, когда в магазинах, торгующих приставками, картриджами и комплектующими, постоянно собирались толпы мальчишек и девчонок, чтобы узнать о "новинках" рынка, поделиться впечатлениями или просто похвастаться своими достижениями, и если не купить или выменять что-нибудь, то хотя бы посмотреть со стороны на это чудо техники. И вряд ли российский рынок в ближайшие годы содрогнёт подобный массовый психоз, связанный с приставочными видеоиграми.
А подвести черту под данным временным периодом хочется вырезками из писем, присланных в журнал "Видео-Асс Dendy" молодыми фанатами видеоигр. Пускай некоторые из них сейчас звучат откровенно глупо или наивно, но они - показатель того, как детям хотелось играть, делиться впечатлениями и просто находиться "на волне".
"Хочу спросить. Существует ли приставка Sega CD-X, вставив в которую видеокассету и лазерный диск, через пару минут на диске будет игра по фильму, который был на видеокассете?"
Чернявский Антон, Красноярский край
"Помните к Вам писал мальчик и спрашивал, почему у него на телевизоре не цветное изображение? Я знаю почему. Этот телевизор "Горизонт" показывает не цветное изображение, у меня у самого такой телевизор."
Мурадов Владимир, г. Ульяновск
"Я зовут Ербол Глухихе... Я хочу, дай мне пожалуйста 16 бит "денди" и "кассета" 6 штук. Я нравится Денди. Казахстане плохо бедный, тяжело денег тенге честно плохо не люблю. Вы пиши письмо, посылка тоже денди 16 бит."
Танкибаев Е., Казахстан, г. Атбасар
"Большая просьба оказать помощь слепым детям - выделить нам приставки Денди и картриджи."
Представитель благотворительного фонда
"21 числа 1 месяца у меня "день рождения". Пришлите "Революция, лунный крисстал, хоккей, эко дельфин, маленькая русалка, зеленый и зелезняк, лось викинг, гоу патруль, ик - мак, в ватети игры я хочу поиграть. И хочу куклу барби, если сможете то пришлите на день рождение, вы даете киндер - сюрприз и мне очень хочется. Игры ходим смотреть к соседям. Вот так трудно жить нам. Куда я не пишу мне всегда всё присылают."
Беспечалова Ольга, Ивановская обл.
И не дай бог, чтобы детям во всём мире когда бы то ни было мешали расти и получать не всегда частые порции веселья эти неугомонные взрослые, политические распри которых отнимают у наших детей самое главное - детство.
"У меня была приставка Super Nintendo. Но когда началась война, я лишился приставки. Чеченцы выбили дверь и со злобным смехом расстреляли аппаратуру..."
Женя, Ставропольский край
И хочется пожелать нашим детям, чтобы в жизни всё оказывалось именно так, как того хочется.
"Я имею приставку, она похожа на Nintendo, по крайней мере на упаковке оно изображено. Молю бога чтобы моя приставка оказалась Super Nintendo."
Апикулов Е., Челябинская обл.
Так что вот.
"Ну, вроде все! Извините, если я расстроил Вас своим письмом, хотя сделал это, поверьте, от чистого сердца!"
Щеканов Артем, г. Нижний Новгород
Final Fantasy - в массы
Тут мы плавно переходим к новому периоду в жизни русских консольщиков, охватывающему года с 1997 по 2002 (хотя никакой это не "период", на самом деле, просто мне так легче компоновать статью). С начала 1997 года на российском телевидении начинают рекламировать совершенно новую приставку, с невиданными доселе техническими характеристиками, которой стала дебютная консоль компании Sony - PlayStation. А реклама и правда интриговала - внешне симпатичная приставка удивляла невообразимой, по тем временам, трёхмерной графикой, отсутствием каких-либо адаптеров (ах, как мы "любили" эти вечно перегревающиеся, отходящие и обязательно перевязанные изолентой штуковины...), наличием карты памяти (блокнотики с японскими секретными кодами мы всё равно будем хранить вечно!), совершенно новым форматом носителя (картриджи - это нашё всё), а также совершенно космическим дизайном пада (а где же наши любимые кнопочки "A" и "B"?).
Надо сказать, что ажиотаж по 8-ми и 16-ти битным консолям в нашей стране ещё и не думал подходить к концу (особенно, если говорить о российской глубинке, куда и “нинтендовские” приставки поступали с опозданием лет так в несколько), поэтому реклама, по большему счёту, была рассчитана на крупные города, где располагалось большее количество платёжеспособного населения. Но опять же основную часть работы по продвижению консоли на российский рынок выполнили неутомимые китайские друзья, которые своевременно научились чиповать приставки от Sony. А что самое главное для нашего геймера? Правильно - доступные игры. А уж приставку можно и выпросить у ничего не понимающих в этих делах родителей на один из многочисленных праздников. Диски для PlayStation были более чем доступны, так как ими были устланы десятки палаток на любом рынке, а цены позволяли без существенных финансовых затрат скупать игры в больших количествах. И это не считая того, что всегда можно было прийти на рынок с пачкой уже надоевших игр и поменять их (2:1 / 3:1, +5 / +10 руб.) на что-нибудь новенькое, а уж с рук на рынке можно было взять диски вообще за бесценок.
Таким образом, PlayStation понемногу начала завоёвывать российский рынок домашних развлечений, вытесняя столь любимую Dendy и 16-битные приставки (по непонятно откуда взявшемуся мнению аналитиков нашего игрового рынка, на конец 2007-го года в нашей стране было продано порядка одного миллиона PlayStation). Конечно, в это время на рынке существовали и другие приставки пятого поколения - Nintendo 64 (Nintendo), Sega Saturn (Sega), 3DO (Panasonic, Sanyo и Goldstar) и другие, менее популярные консоли, которые в нашей стране не получили широкого распространения, по причине отсутствия должной доступности или высокой стоимости. Хотя, и во всём остальном мире основной акцент делался всё таки в сторону детища Sony.
Здесь имеет смысл сделать отступление от консольных событий и коснуться особенно актуальной в нашей стране темы рынка компьютерных игр. Из-за всеобщей компьютеризации населения и возросшей доступности железа и софта, в определённый момент в сознании народных масс сформировалось ошбочное мнение, что компьютерный игровой рынок сможет в полной мере заменить рынок консольный, развивавшийся в те времена более медленными темпами по сравнению с PC. Не на руку приставкам сыграло и то обстоятельство, что компьютерные игры можно было достать и распространить с максимальной простотой (скопировать на дискетах, на винтах, а позже и свободно скачать из интернета или локальной сети, записав на болванку), а уж популярное в народе мнение: "компьютер - вещь серьёзная, и для работы и для развлечений, а приставки однобоки и потому бесполезны", на много лет вперёд определило приоритетный "выбор родителей" в пользу РС. Таким образом, общественное сознание вскоре было почти полностью перестроено на компьютерную волну, а владельцы РС стали считать, что компьютерные игры являются вершиной эволюции, в то время, как приставки остаются лишь детским развлечением на уровне "Денди". Даже сегодня, когда доля консольного рынка доходит до 80-90% во всех развитых регионах мира, это заблуждение всё ещё существенно замедляет движение России из каменного компьютерного века в мир светлого консольного будущего. Но вернёмся к приставкам.
После широкого распространения в стране PlayStation, наверное впервые, со времён запуска в нашей стране Dendy, российский геймер получил возможность оперативно получать все игровые новинки, выходящие в США. Но для этого, во многом, требовалась достойная информационная поддержка, о которой и хочется поговорить немного подробней.
"Великий Дракон" по прежнему был на плаву, и, благодаря званию "самого первого", всё ещё владел умами многих геймеров, поэтому уделим ему несколько больше внимания, чем остальным печатным игровым изданиям. Наиболее популярным "Великий Дракон" был ещё и потому, что по прежнему, даже несмотря на всё возрастающий интерес к 32-битным консолям, значительная часть места в журнале выделялась для материалов по играм для 8-ми и 16-битных консолей, в которые ещё играла подавляющая часть молодёжи (особенно, в глубинке), при этом не забывая радовать кое-какими материалами и владельцев новых приставок. И всё это не считая столь любимых молодыми геймерами рубрик о японской анимации, хит-парадов, кроссвордов, комиксов, галерей, секретов, конкурсов, приколов и т.д. Но лично меня всегда забавляла рубрика "Доска объявлений", где геймеры искали коллег для переписки или даже пытались продать/поменять свою старую полу-разбитую приставку на что-нибудь из новых 32-битных... поэтому, я снова не удержусь и процитирую некоторые понравившиеся мне объявления:
"Команда Сейлор-воинов ищет последнюю воительницу нашего отряда. Может быть, это ты?" (48 ВД, стр. 94)
"Продаю джойстик для PSX (сломанный!) или меняю на джойстик для 3DO." (48 ВД, стр. 94)
"Ищу друзей по переписке. Мне 13 лет. Люблю музыку и тащусь от писем." (43 ВД, стр. 52)
"Меняю Мегадрайв 2 с картриджем МК2 + секреты + 2 хороших картриджа для Денди + 2 тамагочи + блок питания + дополнительный шнур + подарок на приставку 3DO Goldstar." (43 ВД, стр. 52)
К сожалению, самых интересных объявлений мне уже найти не удалось, но в них перечислялся примерно такой же комплект (не считая пары сломанных джойстиков и VHS-фильма с Брюсом Ли), а также необходимые любому геймеру придатки, вроде сковородок, набора вилок и гаечных ключей (бедные родители...). Иногда бравые авторы журнала даже отваживались на проведение ликбеза для своих молодых поклонников, отчего выходило что-то вроде:
Вопрос: "Почему G.Dragon пишет статьи только для 8-биток?" (38 ВД, стр. 92)
Ответ: "...сделать классную игру, имея более слабый процессор и меньше памяти гораздо сложнее, чем на мощном компьютере. А общие принципы и методы прохождения, которые анализирует G.Dragon при рассмотрении 8-битных игр, вполне применимы для других платформ."
Но нельзя не отметить, что журнал постепенно хорошел, поправлялся и обзаводился всё более квалифицированными (кавычки я решил убрать, после некоторого раздумья) кадрами. Здесь хочется поговорить только об одном из них: человеке, который первым познакомил нас с Final Fantasy, который возвёл Final Fantasy в культ, которому поклонялись сотни начинающих ролевиков, материалы которого зачитывались до дыр... Если вы ещё не поняли о ком идёт речь (или просто не знаете), то приоткрою для вас завесу тайны: этим человеком был культовый автор "Великого Дракона" - Lord Hanta! Ещё в 32-ом номере журнала автор ликовал по поводу появления на московских прилавках японской версии Final Fantasy VII и рассказывал о хитросплетениях её сюжета. В 35-ом номере автор уже вовсю хвалил англоязычную локализацию и лестно высказывался об игре по нескольким часам, проведённым в мире седьмой фантазии. Уже в следующем номере на съедение нетерпеливым фанатам он выкинул первую часть прохождения, а ещё через номер - вторую и последнюю часть прохождения этой легендарной игры.
И, конечно, я не откажу себе в удовольствии процитировать некоторые, наиболее сильные, высказывания Лорда Ханты:
"И первым его заданием был подрыв генератора "Макаро", медленно убивающего мир членов "Аваланжа"." (32 ВД, стр. 21)
"Но если "Square Soft" сделала гениальную игру, то "SCEA" - её гениальный перевод. Авторы текста умудрились добиться такого качества и лаконизма (забудьте получасовые раздутые диалоги из других RPG!)..." (35 ВД, стр. 25)
"И похоже они правы - до публичного дома я пока не дошел, но по первым часам игры могу точно сказать, что цензуры нет!" (35 ВД, стр. 25)
"К тому же для упрощения ориентации на иногда слишком завороченных бэкграундах были введены красные стрелочки на входах и выходах, и зелёные на лестницах. И хотя многие мои коллеги назвали эту фишку помощью "тупым американцам", мне даже понравилось..." (35 ВД, стр. 25)
"63 (этаж здания Шинры - пр. автора) - хранилище. Тут имеет место быть довольно серьёзная головоломка - как, открыв всего три двери, получить три предмета. Если честно, то я получил всего два (даже пользуясь вентиляционной системой)." (36 ВД, стр. 27)
"Ролевые игроки старой закалки ещё пытаются остаться в прошлом, устало бубня про "сюжет и атмосферу" и боясь признаться самим себе что ДЕТСТВО КОНЧИЛОСЬ!" (38 ВД, стр. 37)
Да, было ещё что-то почти легендарное про "познал игру на все 99,9%", но совершенно не хочется за какие-то небольшие промахи и неточности ругать журнал, ведь его авторы внесли существенную лепту в популяризацию отдельных игровых жанров и направлений мировой культуры. Как тот же Лорд Ханта, обративший внимание геймеров на доселе андеграундный жанр jRPG, при этом возвысив своими материалами Final Fantasy до недосягаемых высот. Или, например, А. Купер, значительно расширивший кругозор читателей в таком понятии как "аниме" (японская анимация).
"Великий Дракон" ещё долго держался на плаву, но всё более возрастающая требовательность геймеров, жаждущих получать качественную, оперативную и самую полную информацию о происходящем в игровой индустрии, свела потуги журнала на нет, в связи с чем, на 65-ом номере он прекратил своё существование.
Но, конечно же, даже в те времена не единым "Великим Драконом" был жив российский геймер. Выходили десятки чёрно-белых книг с прохождениями самых новых игр, а также некоторыми новостями из мира игр. Но качество представленных в них материалов было таким низким, что в скором времени данная полиграфическая продукция перестала пользоваться сколько-нибудь существенным спросом.
С появлением на российском рынке Sony PlayStation, постепенно начали появляться и другие журналы, имеющие материальную поддержку и ставящие перед собой цель оперативно снабжать геймеров нужной информацией. Одним из таких журналов был "Official Playstation Magazine" (OPM), который знакомил своих читателей исключительно с играми для первой приставки от Sony. На волне всё возрастающего интереса к PS1, журнал приобрёл достаточно значительную аудиторию преданных читателей, предоставляя последним оперативную и интересную информацию обо всём, что касалось их любимой консоли. И, конечно же, авторы журнала не обделили материалами фанатов Final Fantasy, своевременно выкладывая самые последние новости, поступающие из стана Square, радуя фанатов прохождениями их любимых игр, а также периодически снабжая журнал постерами и демо-версиями из игр серии.
После появления на основных рынках второго детища Sony - PlayStation 2, журнал оперативно переключился на описание игр и достоинств PS2. Но, поскольку массовый российский геймер не обладал возможностью также оперативно переключиться на нечипованную приставку стоимостью в 400-500$, продажи журнала значительно сократились. В середине 2007 года "Sony Computer Entertainment" приостановила финансирование "OPM", но уже осенью того же года была запущена новая версия журнала, под немного изменённым названием - "PlayStation Magazine" (PSM), русская версия которого также доступна для поклонников системы от Sony.
Ещё из журналов можно выделить "Страну игр", которая была запущена в 1996 году и предоставляла игрокам материалы не только о новинках консольного, но и компьютерного рынков. Конечно, консольщики возмущались тем фактом, что значительное количество материала выделяется под компьютерные игры, но и писишникам не очень-то нравилось соседство с консольщиками, хотя в конечном итоге журнал покупали и те и другие.
Вскоре, в связи с массовой интернетизацией страны, геймер смог получать всю интересующую его информацию об играх максимально оперативно, не дожидаясь поступления в продажу очередных номеров периодических изданий. Так что с этого момента мы переходим исключительно к сетевым реалиям, отставив в сторону множество выходящих сейчас игровых журналов, которые на сегодяшний день уже не играют такой большой роли в формировании общественного мнения, как несколько лет назад.
Пик развития?
На закате XX века в российскую действительность постепенно стал проникать интернет, и, конечно, тема Final Fantasy из узких рамок печатных изданий стала постепенно просачиваться во всемирную сеть, благодаря простым фанатам серии. Безусловно, в зарубежном сегменте сети процесс акклиматизации происходил значительно быстрее, но и пользователям рунета вскоре представилась возможность виртуально пообщаться с "коллегами по несчастью". Первым подобным сайтом стал finalfantasy.ru, запущенный Naki, а впоследствии, стараниями Ultimate'а и Rufus'а, в рунете образовался первый по-настоящему популярный проект, всецело посвящённый серии Final Fantasy и остальным играм SquareSoft - "Ultimate Final Fantasy" (UFF), которому удалось собрать под свои знамёна множество фанатов серии, приобщившихся к жанру ещё во времена доминирования PS1. Хоть сайт и был пропиарен OPM (август 2001, стр. 19), но к 2002 году энтузиазм авторов значительно поугас (во многом "благодаря" слиянию с сайтом pristavki.com, а также попыткам изменить формат проекта, которые были плохо восприняты фанатами серии), сайт начал приходить в запустение, а российским FF-фэнам срочно потребовалось новое место, где они смогли бы в полной мере чувствовать себя "как дома".
В статье, посвящённой пятилетнему юбилею самого крупного и популярного на сегодняшний день сайта по теме FF - "Final Fantasy Forever" (FFF), ставшего в 2002 году для многих фанатов тем самым "домом", администратор сайта (EvilSpider) писал следующее:
"В начале 2002 года я отчётливо понял, что тема Final Fantasy стремительно вырастает из тесных рамок форматной рассылки, приняв решение о строительстве полноценного сайта на её основе, а 29 июля 2002 года (ровно через год после открытия рассылки, по стечению обстоятельств) официально объявил об остановке "Всё о Final Fantasy" и запуске нового проекта, известного всем теперь как "Final Fantasy Forever".
"UFF" на тот момент окончательно развалился, что давало нам определённое преимущество для старта."
Благодаря тому, что проект уже на старте обладал весьма приличным контентом, а также отсутствию в рунете сколько-нибудь серьёзных конкурентов, "Final Fantasy Forever" постепенно стал собирать жаждущих общения фанатов серии и остальных ролевых игр SquareSoft на своём сайте и форуме (FFF Forum, 4F).
FFF понемногу развивался и хорошел (хотя случались и кризисы, конечно), и вскоре мало у кого уже в фэндоме возникали сомнения (разве что неадекватные), что в рунете не найти более достойный сайт о серии Final Fantasy. Конечно, параллельно развитию FFF появлялись и десятки других сайтов по теме FF, создатели которых либо хотели повторить успех FFF, либо были ненадолго вдохновлены выходом очередной части серии Final Fantasy, либо ставили перед собой цель несколько пополнить своё материальное положение посредством продажи дисков. Но большинство из них (создателей) забывали, что "просто хотеть" - очень мало для создания конкурентноспособного сайта, способного оставаться на плаву годы. Они не были готовы к тому, что за свой материал, на который было потрачено несколько месяцев кропотливого труда, зачастую можно и стандартного "спасибо" не услышать. Не понимали истинного значения слова "энтузиазм", а хотели добиться всего и сразу, отчего на их сайтах появлялись кое как оформленные низкосортные материалы или, что ещё хуже, банально украденные материалы с других сайтов. Разумеется, такие сайты не просуществовали хоть сколько-нибудь долго. Из сайтов же помимо FFF, достигших какой-то солидной стабильности и не опускавшихся до "грязной игры", можно отметить ресурсы Shinra.ru и SquareFaction, также сыгравшие свою роль в популяризации темы Final Fantasy в рунете.
Эпилог
Что ж: пускай наша страна в консольном отношении ещё значительно отстаёт от основных мировых рынков; пускай официальные продажи Final Fantasy (да и всех остальных jRPG), настолько ничтожны, что и упоминать о них как-то стыдно; пускай наши тематические сайты не настолько финансово подкованы, чтобы получать информацию "из первых уст", выкладывать множество мультимедийного контента на бездонные фтп'шки и награждать пользователей дорогущими призами за какие-нибудь проходные конкурсы и викторины; пускай на наших даже самых популярных сайтах собирается на порядок меньше пользователей, чем даже на годами не обновляющихся зарубежных ресурсах; пускай на нашем телевидении упоминают разве что о новинках компьютерного рынка и результатах чемпионатов по Counter-Strike; пускай 80% российских геймеров о консольном рынке имеет достаточно смутные представления. Пускай...
Но даже среди этого небольшого круга поклонников серии Final Fantasy бушуют неподдельные эмоции, случаются бескомпромиссные споры, происходят бурные обсуждения каждого нового и грядущего проектов Square Enix... И разве наши "слабости" не компенсируют откровенные "отдушины" в виде пользователей, доказывающие аксиому, что главное - не количество, а качество?
4F ("Любимая Финалка")
DIRA (стр. 3)
"Первое место отныне и впредь будет принадлежать VII ибо такого я не получала ни от одной сверхпонтовой с навороченной графикой игры как от этой игры-ветеранки! Какой сюжет!!! Какая атмосфера!!!Какой неподдельный ужас я испытала когда Женова убила Айрис!!!Я забыла что персонажи - это не что иное как набор цифр отображенный на экране моего монитора, я забыла все ради этой невероятной всепоглощающей неподражаемой ИГРЫ!! Я прожила в этом мире Более 3х месяцев и я была в такой эйфории, испытывала такой эмоциональный подьем что забыла где живу и как меня зовут! О ДААА!!! ЭТО было просто великолепно!!!!"
marillionaire (стр. 11)
"Седьмая, только она. Помню, как брал ее у одноклассника по дискам(они сами с братом в нее играли), проходил, не понимал процентов 65, наверное (был это где-то 5,6 или 7 класс), но упирался и проходил дальше. Пусть не было полного понимания, что именно я делаю вообще(ход сюжета), но то, как всё это преподносилось, как виделось, все эти герои, эта змея в пустыне перед пещерой (которую практически невозможно победить на 1 диске), вся эта атмосфера загадочности и величественности всего, что происходит, и даже некоторое ощущение обречённости, если позволите, всё это я даже не знаю, как закончить... всё это сделало из меня человека, понимающего настоящие игры (не сочтите за манию величия). ФФ - просто навсегда. вдумайтесь в это слово. навсегда, как... Я ее, кстати и не прошёл в тот заход (хотя, может быть, и прошёл: не помню (не бейте)): одноклассник диски у меня забрал. спасибо ему за это (я думаю, понятно, почему ). в следующий раз поиграл в ФФ через пару лет, когда поехал осознанно за ними на рынок. купил 8 и 9. причем 8 на русском. к счастью были переведены только некоторые пункты меню, ну да я отвлёкся. недавно прошел (или перепрошёл) седьмую (9 прошёл тогда и она мне очень понравилась, и до сих пор ее обожаю, а восьмая - ну это будем считать подтверждением пословицы "в семье не без альтернативно одарённого", хотя и ее люблю, но наслаждения она мне не доставляет, особенно после того, как выучил способности к покупке и всего такого с карты мира - ну чит это да и всё) . Сейчас являюсь обладателем лицензионных 7, 8, 9 и очень этому рад. Играл немного в какую-то ещё, но по причине молодости не запомнил, в какую именно, да и её у меня тоже забрали. (помню что это была та, что вышла дуалкой с хроно триггером). Простите мне все эти мои глупые мысли; ну да хоть душу отвёл. В-общем - седьмая и всё. Это правда. (Я не играл в другие, кроме упомянутых)."
SquareFaction ("Ваша любимая часть Final Fantasy")
Darkness (стр. 8)
"Моя любимая часть - Девятая - это моя первая JRPG вообще. Final Fantasy IX отложила пожалуй самый сильный отпечаток в моей душе за всё её существование, она проходилась мною практически в трансе, больше я такого никогда не испытывал - это было удивительно... А может со стороны даже и немного страшно^^, я сидел перед экраном телевизора просто не в силах от него оторваться. Я полностью погрузился в её удивительный и прекрасный мир: изумительная Александрия, завораживающий Злой Лес, тихое спокойствие деревушки Дали, грандиозный Линдблюм, мрачная Бурмеция, восхитительная Клейра и это было только самое начало Пути... Меня поразила эмоциональная проработка персонажей, они были все такие разные - это было для меня "откровением", до этого я никогда не играл в игры такой глубины. И в довершении всего последняя эстетико-художественная составляющая игры - Музыка. Nobuo Uematsu стоит поставить памятник - этот человек гений. После игры он стал одним из трёх моих любимых композиторов вообще, а в конце игры, когда у меня был особо сильный "удар" от свершившихся событий, его Melodies of Life меня "добила" окончательно, она обрушилась на меня тёплым, но сильнейшим водопадом, моя душа начала разрываться на куски, а эта музыка только усиливала боль и одновременно от неё спасала... ...когда она началась, я осознал, что это со мной уже никогда не повторится, игра... ...нет... ...жизнь кончилась, осталась только невыносимая горечь от того, что она такая короткая. Странно, я впервые тогда почувствовал горечь от прохождения игры, а не радость... И вы даже не представляете, как мне хотелось бы вернуть хотя бы на несколько секунд любой момент моего ПЕРВОГО прохождения Final Fantasy IX... Так больно осознавать, что такого со мной уже никогда не повторится, я больше никогда не смогу прожить игру, как это было тогда, смогу только "пройти"..."
Snowman (стр. 13)
"Когда-то давно, в году так… 2000 я начал проходить Final Fantasy VI, но поиграв часов 5 забил, причина однако была существенная (в мои руки попала сама Final Fantasy IX, и я не мог не поиграть в неё). Так шестерка и осталась бы мною не пройденной, пока в один прекрасный момент, я решил полазить на ff-сайтам… полазил и решил во что бы то ни стало поиграть в ff-ку. Скачал эмулятор epsxe160 для PS One, однако он у меня не заработал по непонятным для меня причинам… Однако поиграть в ff-ку желание было большое и я решил скачать эмулятор SNES и поиграть в ту, давнюю, не пройденную когда-то Final Fantasy VI. Однако я отнесся к этой идеи с самого начала довольно скептически, просто решил занять пару часиков. И каково было моё удивление, когда за первый день прохождения я провел 7 часов за игрой, графика которой на сегодняшний момент может считаться очень отсталой. Никогда я не играл столько в современные игры… ни в Gothic, ни в GTA, ни в HOMM... Буквально за несколько дней игра стала одной из моих самых любимейших. И за какую-то неделю она была мною полностью пройдена, хотя не полностью, около 5 эсперов мне найти не удалось. В этой части я отметил для себя много плюсов по сравнению с другими, пройденными мною частями. 14 персонажей! И ни одного из них нельзя выделить, как основного. Очень понравилось, что можно брать в партию любых персонажей. Каждому, из которых я сопереживал. И Локи, когда он вспоминал трагические события, когда его любовь умерла, и когда он попытался её воскресить, и Циана, когда его семья погибла, и многое-многое другое… Очень затронул сюжет в игре, сама идея противостояния эсперов и людей довольно любопытна, предательство Гестала, происхождение Терры, Кефка и многое-многое другое... Soundtrack был просто потрясающий, мне трудно сказать, лучший ли он во всей серии (точнее в тех играл, которые я прошел - 5, 6, 7, 8, 9), однако, он был просто потрясающий. В общим, эмоций масса и они по большей части положительные. А игра то 1994 года… вот что значит гений создателей игры, в которую играют спустя 13 лет после создания.."
И разве благополучным забугорным авторам дано понять, как исключительно на волне энтузиазма и искренней привязанности к серии Final Fantasy, несколько лет, перебарывая лень и неуверенность в своих силах, можно создавать разделы и прочие материалы по играм серии. И как много на самом деле сил было вложено в то, что венчают эти несколько простых слов, завершающих какой-либо из трудов:
Горыныч
Посмотрите замечательнейшую концовку. Примите поздравления. Вы прошли Final Fantasy X!
Lord X
После боя, насладитесь окончанием игры. Вы прошли Final Fantasy XII.
EvilSpider
Вот и всё. The End. Мои поздравления. ::)
alzarus
Ну, вот и всё!
Очень хочется надеяться, что в скором времени наши геймеры оценят весь потенциал консольного рынка, экономика придёт к тому состоянию, когда покупка лицензионного диска будет вполне обыденным делом, а разработчики даже не будут сомневаться в необходимости локализации игр на российский рынок, который будет одним из определяющих для продажи приставок и игр к ним...
Закончить же весь этот порыв бредовой фантазии хочется словами, опять-таки написанными Kairi:
"И вот теперь она, как величественный Цефей, гордо возвышается на игровом небосклоне, даря своё сияние миллионам. Но сейчас она имеет порядком ненавистников и завистников: поддиафрагмально или флегмонально соратующих о нещадной ереси всего сущего; выявляющих стойкие панарициальные процессы; твердящих о семантической несостоятельности её онтологического естества, и во все стороны распространяющие свои силлогизмы. Да, сейчас глагольствуют сотни “философов”, очаровывая заумными рассуждениями, приводящими в восторг ничего не понимающих невежд, жаждущих покровительства филантропов... а может просто отбросить эти ничего не значащие вокабулы и ещё на часок окунуться в мир ”Последней Фантазии” или просто попробовать познакомиться с ней?
“...Тем, кто хочет разуметь философские предметы, в доброе сердце, как по наковальне, ударяет молотом ум… дело духовное свершая, преображая и умягчая прилежным разумом…” (Курбский)."Благодарности:
Astral - за поддержку ещё до начала написания статьи.
Kairi - за весь тот бред... :)
Temporal Distortion - за полезную информацию.
Ash
22.01.2008